Фролова Елена 28.10.2023

Сходство до степени смешения товарных знаков

При экспертизе заявки на товарный знак в Роспатенте наиболее частое основание для отказа в регистрации – это наличие товарного знака (или заявки), который эксперт Роспатента признал сходным до степени смешения с обозначением, заявленным на регистрацию.

Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно
ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.

Содержание:

Как определяется сходство?

Сходство до степени смешение зачастую носит дискуссионный характер и нередки случаи, когда разные специалисты высказывают прямо противоположные мнения о сходстве сравниваемых обозначений.

Эксперты Роспатента принимают решение о сходстве или об отсутствии сходства, основываясь на личном опыте и собственном понимании методики, а также руководствуясь текущей внутренней политикой экспертного отдела Роспатента.

Судьи при рассмотрении споров в арбитражных судах часто вообще не применяют какие-либо методики при сравнении спорных обозначений. В соответствии с действующей правовой позицией, вопрос сходства является вопросом факта и каждый судья может решить его, основываясь лишь на имеющихся у него знаниях в данной области и на своем личном представлении о сходстве.

Для установления тождества или очевидного сходства не требуется каких-либо специальных знаний, поскольку главным критерием является вероятность введения потребителя в заблуждение при выборе товаров, маркированных сравниваемыми обозначениями.

Если есть риск того, что обычный покупатель может перепутать товары, то сравниваемые обозначения признаются сходными до степени смешения и в регистрации «младшего» обозначения может быть отказано.

Но сходство не всегда бывает очевидным, и иногда возникают спорные ситуации, которые могут привести к длительным судебным разбирательствам в судах, с представлением взаимоисключающих заключений различных специалистов, лингвистов, экспертов, соцопросов, и т.п.

Для сравнения заявленного обозначения со старшими (имеющими более ранний приоритет) товарными знаками и заявками применяют методику, которая предполагает разбор каждого обозначения на составные части и сравнение исследуемых обозначений как в целом, так и по многочисленным и разнообразным критериям.

Основные признаки, по которым сравниваются обозначения

  1. Фонетика (сравнение по звучанию – похожи ли обозначения при их произнесении);
  2. Семантика (сравнение по смыслу – вызывают ли обозначения близкие ассоциации, обозначают ли они похожие понятия, и т.д.);
  3. Графика (сравнение по внешнему виду – можно ли перепутать обозначения при их визуальном восприятии).

Все три признака должны быть учтены при установлении сходства до степени смешения.

✓ Фонетика является приоритетным признаком. Как правило, товарный знак включает в себя словесные элементы (слова, словосочетания), по которым потребители и узнают знакомый товар, поэтому даже небольшое сходство в звучании может привести к путанице при выборе товара.

Примеры обозначений, сходных до степени смешения по фонетическому признаку:

Для проверки по фонетическому признаку эксперт, согласно руководству, должен сравнить обозначения по следующим параметрам:

  • наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях;
  • близость звуков, составляющих обозначения;
  • расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу;
  • наличие совпадающих слогов и их расположение;
  • число слогов в обозначениях;
  • место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений;
  • близость состава гласных;
  • близость состава согласных;
  • характер совпадающих частей обозначений;
  • вхождение одного обозначения в другое;
  • ударение.

Также необходимо учесть сильные и слабые части сравниваемых обозначений.

Сильная часть обозначения – оригинальная часть слова, слабая часть – описательные и/или часто используемые слова (например: bio, плюс, супер, эко, мега, auto, и т.д.). При сравнении словесных элементов  учитывается сходство именно сильных элементов.

Примеры обозначений, содержащих сильные и слабые элементы, и сходных до степени смешения по фонетическому признаку:

ДИАЛОГМЕГАДИАЛОГ
КРОГБИОКРОГ
ДИВОДИВОПЛЮС
WOODWOOD LTD

✓ Семантика — следующий один из важных критериев при определении сходства до степени смешения. Он применяется только в том случае, если сравниваемые обозначения имеют определенное, понятное рядовому потребителю, смысловое значение. Если сравниваемые обозначения похожи по смыслу и вызывают близкие ассоциации, то они могут быть признаны сходными до степени смешения.

Примеры обозначений, сходных до степени смешения по семантическому признаку:

РУССКИЙ НЕГОЦИАНТРОССИЙСКИЙ НЕГОЦИАНТ
GOLDEN VALEGOLDEN VALLEY
НАШ ПОКОЙВАШ ПОКОЙ
ВРЕМЯ НЕ ЖДЕТВРЕМЯ ЖДЕТ
ОБЛАКОБЕЛОЕ ОБЛАКО

В некоторых случаях отличие по семантическому признаку может способствовать признанию сравниваемых обозначений не сходными до степени смешения, даже если они сходны по фонетическому признаку (имеют похожее звучание). Так, согласно руководству, несходными являются такие обозначения, как МАГ (волшебник, чародей) и МАК (цветок); СОВА (птица) и САВВА.(мужское имя),  КОМПАС (прибор) и КОНПАС (изобретенное слово).

✓ Графика — по графическому признаку обозначения могут быть признаны сходными до степени смешения, если они вызывают одинаковое зрительное впечатление или если они включают похожие изобразительные элементы, благодаря которым потребители могут спутать товары/услуги.

Примеры обозначений, сходных до степени смешения по графическому признаку:

Дополнительные критерии установления сходства

При установлении сходства до степени смешения учитываются также однородность товаров/услуг и известность сравниваемых обозначений. Если у обозначений близкие области деятельности, то применяется более строгий подход к оценке сходства. Также, если одно из сравниваемых обозначений хорошо известно потребителям, то второе может быть признано сходным с ним до степени смешения, даже если сходство не очевидно и носит дискуссионный характер.

Если установлено, что заявленное обозначение сходно с зарегистрированным товарным знаком или заявкой, то его регистрация в качестве товарного знака возможна при получении от владельца старшего знака письменного согласия на регистрацию заявленного обозначения. Однако даже при наличии согласия заявленному обозначению может быть отказано в регистрации, если:

  • заявленное обозначение и старший знак тождественны (одинаковы);
  • старший знак является общеизвестным;
  • заявленное обозначение и старший знак имеют степень сходства, приближенную к тождеству, при этом не подвергается сомнению однородность товаров, которые относятся к лекарственным препаратам или к товарам широкого потребления;
  • эксперт Роспатента располагает доказательствами возможности введения в заблуждение потребителей в случае регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.
Поделиться статьей: